Что такое катализатор?

Внешне катализатор представляет из себя расширение выхлопной трубы внутри которой содержится каталитический элемент. Часто это цилиндр с торца имеющий форму ячеек, структура похожа на пчелиные соты. Диаметр катализатора на порядок больше размера выхлопной трубы. Это нужно для того, чтобы создать минимальный подпор выхлопу. Если бы катализатор имел одинаковй диаметр с выхлопной трубой, то реальное проходное сечение у него было бы намного меньше, что сильно снизило бы мощность мотора. Тело катализатора сделано из металла либо керамики с покрытием благородными металлами группы платиновых.

Суть работы катализатора - превращение вредных веществ, которые содержатся в выхлопах под действием повышенных температур и катализатора, в вещества менее вредные либо вовсе безвредные. Из школьных уроков химии Вы можете вспомнить, что под словом катализатор имелось ввиду вещество, в присутствии которого реакция ускоряется. Ключевой фактор вступления газов в реакцию - высокая температура. На "холодную" катализатор абсолютно не эффективен. Отсюда совет, а иногда и требование - не прогревать автомобиль на месте, а сразу начинать движение. Так катализатор быстрее разогревается и начинает работать.

В некоторых автомобилях применяют и искусственные приёмы разогрева катализатора - это изменения угла зажигания, в катализатор встраивают специальные подогреватели, размещают каталитический нейтрализатор ближе к выпускному коллектору для того, чтобы поддерживать нужную температуру для его работы.

Зачем нужен лямбда-зонд?

Говоря про катализаторы нельзя избежать вниманием лямбда-зонд - это кислородный датчик предназначенный для анализа выхлопных газов. Следует знать, что бывают датчики расположенные до катализатора, которые участвуют в образовании смеси и после катализатора, которые следят за эффективностью его работы. В случае неисправности катализатора второй лямбда-зонд зажигает CHECK на панели приборов.

В каких случаях удаляют катализатор?

  1. Для увеличения мощности. Катализатор хоть создает и небольшой подпор воздуха, но всё же. Когда его вырезают, то двигателю становится легче "дышать". В случае с турбированным двигателем это также позволяет снизить температуру возле турбины. На прошивках с катализатором смесь немного откорректирована под правильную его работу. В случае, когда катализаторов нет, можно сосредоточиться исключительно на мощности двигателя.
  2. В случае неисправности катализатора.
    • На старых автомобилях, где нет второго кислородного датчика, катализатор вырезают, когда чувствуется падение мощности. Это может произойти на разных пробегах 100, 200, 300, 400 тысяч км - зависит от многих факторов. В данном случае катализатор начинает разрушаться, плавиться и просто забивается, что приводит к падению мощности двигателя.
    • На новых автомобилях, где есть второй кислородный датчик, проблемы с катализатором возникают на более ранних стадиях. Датчик замечает его неверную работу и на панели загорается "check engine". В данном случае важно найти грамотного специалиста, который разберётся с такой ошибкой. Потому что ошибка по неправильной работе катализатора не всегда связана с самим катализатором.

Причины возникновения ошибки "check engine"?

Причины могут быть самые разные, например:

  • неисправность систем двигателя (зажигания, подачи топлива, фаз газораспределения и так далее);
  • залито некачественное топливо;
  • неисправен лямбда-датчик и другие.
Если отклонений по работе двигателя и его систем не обнаружено, то неисправен катализатор.

Каковы причины неисправности катализатора?

При эндоскопии неисправный катализатор может выглядеть очень неплохо, но поверхность, которая должна помогать вступать в реакцию, неработоспособна и причин этому может быть несколько:

  1. долгая эксплуатация двигателя с неисправностями;
  2. использование некачественного бензина или дизельного топлива;
  3. высокий расход масла;
  4. высокая температура/перегрев;
  5. механическое повреждение катализатора.

Почему катализатор вырезают, а не меняют на новый?

Если неисправен катализатор, то проблему можно решить просто купив и установив новый катализатор, но высокая стоимость отбивает эту мысль у большинства автовладельцев. Иногда цена просто абсурдна. К примеру, авто Hyundai Accent 2006 года стоит 6 тысяч долларов, а катализатор на него стоит почти 2000$ (это треть стоимости самого автомобиля).

Не стоит отчаиваться.

  1. Старый катализатор можно выгодно продать;
  2. Можно попытаться поискать б/у нейтрализатор на разборках, но это лотерея. Попробовать подобрать универсальный катализатор, но не факт, что ошибка пропадёт;
  3. Самый распространенное решение на сегодня - это вырезать катализатор.

Как правильно удалить катализатор?

Казалось что может быть проще - разрезать корпус, достать элементы катализатора и заварить трубу обратно. Но в этом случае возникает паразитное завихрение, а также посторонние звуки и дребезжание, горит "check engine", может появиться едкий запах выхлопа, высокая температура выхлопных газов угрожает целостности резонатора. Чтобы избежать проблем необходимо:

  1. Установить "Стронгер" - секцию с катализатором вырезают, а вместо него "варят" стронгер, он же пламегаситель. Он снизит кол-во посторонних звуков, а резонатор или глушитель получат меньше тепловой нагрузки.
  2. После удаления каталитического нейтрализатора необходимо поставить механический или электронный эмулятор – обманка катализатора, которая имитирует правильные пропорции вредных выбросов. Используются они в основном на старых автомобилях, у которых проблематично менять ПО.
  3. На новых автомобилях обманки ставить не рекомендуется. Для избежания ошибки от второго лямбда-зонда необходимо перепрошить машину под старый экологический стандарт "Евро-2".

Что такое пламегаситель и для чего он нужен?

Пламегаситель вваривается вместо катализатора, который находился в выпускном коллекторе. Если не устанавливать пламегаситель после удаления катализатора, в системе выпуска появится посторонний звук. Помимо избавления от посторонних звуков, пламегаситель сбережет оставшуюся систему выпуска: резонатор и глушитель - за счет снижения температуры отработавших газов. Также после установки пламегасителя будет исключено попадание керамической стружки в мотор и повреждение цилиндропоршневой группы.

Есть мнение, что после установки пламегасителя исчезнет запах выхлопа – но это не так. Задача пламегасителя – правильно упорядочить газы и не допустить резонанса (звона). Чтобы не было запаха выхлопных – ставьте новый катализатор.

Каковы последствия удаления катализатора?

Плюсы:

  • Глобально. Нет.
  • Локально. Увелечение мощности, тяговитости двигателя. Старый катализатор можно продать.

Минусы:

  • Глобально. Удаление катализатора увеличит количество вредных выбросов в атмосферу и нанесёт вред экологии нашей планеты.
  • Локально. При некорректной прошивке можно получить проблемы в работе двигателя; посторонние шумы и дребезжание глушителя; запах выхлопа в салоне авто; могут возникнуть проблемы при прохождении ТО.

Удаление катализатора бесплатно. В чём подвох?

Никто не работает себе в убыток, в т.ч. и "сервисы" предлагающие бесплатно удалить катализатор. На чём они зарабатывают и на что нужно обратить внимание:

  1. Автосервис или гаражные умельцы могут заработать на продаже катализатора. Дело в том, что в теле катализатора содержатся драгметаллы (для определения содержания драгметаллов есть анализатор, с помощью которого можно определить стоимость содержимого). Содержание ценных металлов у каждого катализатора разное. Сдают катализаторы в специальных пунктах приёма, где их принимают на вес.
  2. Не установят вовсе или установят недорогой пламегаситель. Образец идеального пламегасителя: выполнен из нержавеющей стали, частая перфорация, нормально проваренный сплошной шов. Серая краска на новой детали выхлопной системы – признак низкокачественной марки стали. Некрашеная деталь – это уже плюс.
  3. Не заменят прокладки. В выхлопную систему может попадать воздух, вода, грязь.
  4. Установят бесплатную прошивку. Чревато ошибками работы двигателя. Такими «бесплатными» услугами можно только навредить автомобилю. В таком ПО могут быть неправильно откалиброваны различные параметры работы двигателя и выхлопной системы.

Долго ли служит катализатор на ГБО?

Зависит от поколения ГБО и как хорошо выполненая настройка. Важно значение иметт место расположения катализатора. Если катализатор располагается в катколлекторе, то при работе двигателя на газу, температура в камере сгорания гораздо выше, штатный катализатор не рассчитан на такие температуры и увеличивается вероятность, что он развалится. Если катализатор магистрального типа, расположен внизу и газовое оборудование хорошо настроено, то катализатор пройдет 150-200 тысяч км пробега.